Для владельцев цепных пилорам и бензопил с приспособлениями для продольного пиления весьма актуален вопрос продления срока службы режущей системы. Большие эксплуатационные нагрузки при продольном распиле приводят к быстрому износу цепей, звёздочек, шин. Попытаемся выяснить основные причины износа пильной гарнитуры и по возможности свести их к минимуму.
1. Ведущая звёздочка для цепной пилорамы
Начнём разбор полётов с ведущей звёздочки, так как именно эта маленькая деталь испытывает максимальную нагрузку, приводя в действие режущую систему нашей пилорамы (бензопилы). Качественные ведущие звёздочки изготавливают методом порошковой металлургии, они способны выдерживать очень большие нагрузки и устойчивы к истиранию.
Но, увы, ничто не вечно и, несмотря на свою прочность, ведущие звёздочки довольно быстро изнашиваются, постепенно приходя в негодность - сказываются жёсткие условия эксплуатации и более высокие нагрузки при продольном пиление. После первоначальной притирки с пильной цепью, у ведущей звёздочки начинает снашиваться рабочая грань. Когда износ достигает критической точки, звёздочка разрушается, разламываясь пополам.

Продолжительность срока службы ведущей звёздочки зависит от длинны шины - чем длиннее шина, тем быстрее звёздочка выходит из строя (с длинной шины возрастают нагрузки). Значительно сокращает срок службы ведущей звёздочки сильное натяжение цепи, вибрационные нагрузки и рывки, которые могут возникать из-за неправильной подготовки цепи или вследствие конструкционной особенности пилорамы. В этом плане сильно проигрывают цепные пилорамы с одной точкой крепления шины. Кто работал на такой пилораме, тот нас поймёт.
Стоимость ведущей звёздочки около 5 у.е. - сумма небольшая, так что лучше заменять её при любых сомнениях в надёжности.
2. Шина для цепной пилорамы
С шинами всё намного сложнее. Несмотря на довольно большое разнообразие шин, которые можно было бы использовать для продольной распиловки древесины, нас в основном "кормят" шинами Oregon (50см/ 1,3 / 3/8 / 72). На данный момент это самая распространённая шина для цепной пилорамы.

Раньше качество подобных шин было на высоте (их можно отличить по шести клёпкам на опорной звёздочке), теперь же сильно упало - звёздочки стали "сыпаться" гораздо быстрее. Насколько мы понимаем дело в качестве металла звёздочки и подшипника. Качество самой шины осталось прежним - вполне приемлемым.

Все детали узла ведомой(опорной) звёздочки, как правило, изнашиваются одновременно и требуют одновременной замены, что в данном случае невозможно - нет в продаже. А ведь переклёпка опорной звёздочки дело несложное и шины могли бы ещё послужить.
Звёздочки качественных шин выходят из строя из-за износа рабочих граней.

В любом случае у пильной шины в первую очередь выходит из строя звёздочка. Исходя из этого, можно было бы сделать вывод, что для цепных пилорам и бензопил с приспособлениями для продольной распиловки целесообразнее применять шины со сменными наконечниками (носками), если бы не одно но - цена таких шин.
.php.jpg)
Значительно увеличивает ресурс ведомой звёздочки подводка смазки непосредственно к её подшипнику. Реализовать подобную систему смазки при крепление шины в двух точках достаточно просто, а вот владельцам цепных пилорам с креплением шины только около двигателя, придётся значительно модернизировать конструкцию.

Для уменьшения износа рабочих граней ведомой звёздочки и предотвращения преждевременного износа подшипника следует приобретать шины исходя из предполагаемого диаметра леса для распиловке, с запасом не менее 50 мм (носок шины не должен полностью входить в бревно). Также важно почаще переворачивать шину. Переворачиванием шины удаётся добиться равномерного износа роликов ведомой звёздочки. Когда шина, при продольной распиловке, продолжительное время находится в одном положение, ролики подшипника снашиваются под конус, что не есть гуд.
3. Цепи для бензопил и цепных пилорам
Цепь является "краеугольным камнем" всей режущей системы, во многом, именно от неё зависит, сколько прослужат шина и звёздочки, не говоря уже о качестве получаемых пиломатериалов и о комфорте работы.
Для продольной распиловки используются специальные цепи, от обычных они отличаются углом заточки режущей грани. У обычных цепей для бензопил угол заточки равен 30°, у цепей для продольной распиловки 10°. Для цепных пилорам, как впрочем, и для мощных бензопил подходят цепи с шагом 3/8 и 0,404 дюйма.
Угол заточки 10° имеют заводские цепи для продольной распиловки, 10° - это усреднённое значение для всех видов древесины, но отнюдь не оптимальное. В реальных же условиях его часто приходиться изменять экспериментально, в зависимости от вида и качества распиливаемой древесины. Поэтому угол заточки может колебаться от 6° до 20°.

При каждой заточке режущих зубьев цепи необходимо также стачивать и ограничитель реза. От высоты ограничителя зависит очень многое. Так, если ограничитель сточен излишне, будет быстрее снашиваться "пятка" звена, увеличиться вибрация и нагрузка на всю систему в целом. При недостаточном стачивание значительно снизиться производительность пиления.

От правильности заточки цепи зависит очень многое - почти всё! ( Заточка бензопильных цепей )
Во время работы цепь движется с очень высокой скоростью, при этом постоянно соприкасаясь с шиной, что ведёт к постепенному износу их обоих. Рабочие грани шины со временем утрачивают правильную плоскую форму и на них появляется заметное углубление. Новая цепь, установленная на такую шину, изнашивается намного быстрее.

Поэтому, если у Вас большой объём работы, следует приобретать несколько цепей одновременно и использовать их по очереди, например - заменять затупившуюся цепь новой. Так у Вас будет несколько цепей с хорошей притиркой к одной шине. При сильном износе рабочих граней шины допустимо один раз обточить их до плоской формы, желательно на алмазном диске. После обточки на шину можно устанавливать новые цепи.
Ну, и конечно же не стоит забывать о качественной смазке - "Кашу маслом не испортишь".
P.S.
Режущая система, как музыкальный инструмент, - как настроишь, так и заиграет.
Смотрите: Самодельная цепная пилорама - американская версия |