Цепи, шины, звёздочки - увеличиваем срок службы

PDF Печать E-mail
21.09.2010 19:38
Индекс материала
Цепи, шины, звёздочки - увеличиваем срок службы
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Для владельцев цепных пилорам и бензопил с приспособлениями для продольного пиления весьма актуален вопрос продления срока службы режущей системы. Большие эксплуатационные нагрузки при продольном распиле приводят к быстрому износу цепей, звёздочек, шин. Попытаемся выяснить основные причины износа пильной гарнитуры и по возможности свести их к минимуму.

1. Ведущая звёздочка для цепной пилорамы

Начнём разбор полётов с ведущей звёздочки, так как именно эта маленькая деталь испытывает максимальную нагрузку, приводя в действие режущую систему нашей пилорамы (бензопилы).  Качественные ведущие звёздочки изготавливают методом порошковой металлургии, они способны выдерживать очень большие нагрузки и устойчивы к истиранию.

 

Ведущая звёздочка для цепной пилорамы 

 

Но, увы, ничто не вечно и, несмотря на свою прочность, ведущие звёздочки довольно быстро изнашиваются, постепенно приходя в негодность - сказываются жёсткие условия эксплуатации и более высокие нагрузки при продольном пиление. После первоначальной притирки с пильной цепью, у ведущей звёздочки начинает снашиваться рабочая грань. Когда износ достигает критической точки, звёздочка разрушается, разламываясь пополам.

 

Износ ведущей звёздочки

 

Продолжительность срока службы ведущей звёздочки зависит от длинны шины - чем длиннее шина, тем быстрее звёздочка выходит из строя (с длинной шины возрастают нагрузки).  Значительно сокращает срок службы ведущей звёздочки сильное натяжение цепи, вибрационные нагрузки и рывки, которые могут возникать из-за неправильной подготовки цепи или вследствие конструкционной особенности пилорамы. В этом плане сильно проигрывают цепные пилорамы с одной точкой крепления шины. Кто работал на такой пилораме, тот нас поймёт.

Стоимость ведущей звёздочки около 5 у.е. - сумма небольшая, так что лучше заменять её при любых сомнениях в надёжности.

 


 2. Шина для цепной пилорамы

С шинами всё намного сложнее. Несмотря на довольно большое разнообразие шин, которые можно было бы использовать для продольной распиловки древесины, нас в основном "кормят" шинами Oregon (50см/ 1,3 / 3/8 / 72). На данный момент это самая распространённая шина для цепной пилорамы.

 

шина OREGON

 

Раньше качество подобных шин было на высоте (их можно отличить по шести клёпкам на опорной звёздочке), теперь же сильно упало - звёздочки стали "сыпаться" гораздо быстрее. Насколько мы понимаем дело в качестве металла звёздочки и подшипника. Качество самой  шины  осталось прежним - вполне приемлемым.

 

Замена ведомой звёздочки

 

Все детали узла ведомой(опорной) звёздочки, как правило, изнашиваются одновременно и требуют одновременной замены, что в данном случае невозможно - нет в продаже. А ведь переклёпка опорной звёздочки дело несложное и шины могли бы ещё послужить.

Звёздочки качественных шин выходят из строя из-за износа рабочих граней.

 

Износ ведомой звёздочки

  

В любом случае у пильной шины в первую очередь выходит из строя звёздочка. Исходя из этого, можно было бы сделать вывод, что для цепных пилорам и бензопил с приспособлениями для продольной распиловки целесообразнее применять шины со сменными наконечниками (носками), если бы не одно но - цена таких шин.

 

Носок шины

 

Значительно увеличивает ресурс ведомой звёздочки подводка смазки непосредственно к её подшипнику. Реализовать подобную систему смазки при крепление шины в двух точках достаточно просто, а вот владельцам цепных пилорам с креплением шины только около двигателя, придётся значительно модернизировать конструкцию.

 

Смазка ведомой звёздочки

  

Для уменьшения износа рабочих граней ведомой звёздочки и предотвращения преждевременного износа подшипника следует приобретать шины исходя из предполагаемого диаметра леса для распиловке, с запасом не менее 50 мм (носок шины не должен полностью входить в бревно). Также  важно почаще переворачивать шину. Переворачиванием шины удаётся добиться равномерного износа роликов ведомой звёздочки. Когда шина, при продольной распиловке, продолжительное время находится в одном положение, ролики подшипника снашиваются под конус, что не есть гуд.

 


3. Цепи для бензопил и цепных пилорам

Цепь является "краеугольным камнем" всей режущей системы, во многом, именно от неё зависит, сколько прослужат шина и звёздочки,  не говоря уже о качестве получаемых пиломатериалов и о комфорте работы.

Для продольной распиловки используются специальные цепи, от обычных они отличаются углом заточки режущей грани. У обычных цепей для бензопил угол заточки равен 30°, у цепей для продольной распиловки 10°. Для цепных пилорам, как впрочем, и для мощных бензопил подходят цепи с шагом 3/8 и 0,404 дюйма.

Угол заточки 10° имеют заводские цепи для продольной распиловки, 10° - это усреднённое значение для всех видов древесины, но отнюдь не оптимальное. В реальных же условиях его часто приходиться изменять экспериментально, в зависимости от вида и качества распиливаемой древесины. Поэтому угол заточки может колебаться от 6° до 20°.

 

Угол заточки

 

При каждой заточке режущих зубьев цепи необходимо также стачивать и ограничитель реза. От высоты ограничителя зависит очень многое. Так, если ограничитель сточен излишне, будет быстрее снашиваться "пятка" звена, увеличиться вибрация и нагрузка на всю систему в целом. При недостаточном стачивание значительно снизиться производительность пиления.

 

Ограничитель цепи

 

От правильности заточки цепи зависит очень многое - почти всё! ( Заточка бензопильных цепей ) 

Во время работы цепь движется с очень высокой скоростью, при этом постоянно соприкасаясь с шиной, что ведёт к постепенному износу их обоих. Рабочие грани шины со временем утрачивают правильную плоскую форму и на них появляется заметное углубление. Новая цепь, установленная на такую шину, изнашивается намного быстрее.

 

Износ цепи

 

Поэтому, если у Вас большой объём работы, следует приобретать несколько цепей одновременно и использовать их по очереди, например - заменять затупившуюся цепь новой. Так у Вас будет несколько цепей с хорошей притиркой к одной шине. При сильном износе рабочих граней шины допустимо один раз обточить их до плоской формы, желательно на алмазном диске. После обточки на шину можно устанавливать новые цепи.

Ну, и конечно же не стоит забывать о качественной смазке - "Кашу маслом не испортишь".

 

  P.S.

  Режущая система, как музыкальный инструмент,  - как настроишь, так и заиграет.

Смотрите: Самодельная цепная пилорама - американская версия

 
 

Опросы

Лучшая пилорама для малого бизнеса?
 

Случайное фото

Авторизация